Полякова Юлия Викторовна. Персональный сайт учителя-дефектолога
Формирование пространственных представлений и упражнения для развития межполушарного взаимодействияОдно из направлений в работе с детьми о котором хотелось поговорить сегодня - это формирование пространственных представлений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку, резиночку. Таким образом, дается ребенку прекрасная опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь оно строиться вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в пространственные представления. Теперь он знает, что “слева” - это там, где “красная тряпочка”. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) определенным движением, например, вверх, вперед, назад, вправо а влево -. простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз - присесть. Вначале ребенок выполняет движения вместе со взрослым, который и обозначает каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым это выполняется. Далее происходит постепенной переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Например, по инструкции взрослого ребенок переходит от движений всем телом к показу рукой названного направления или к повороту головы, затем - только указывать взором.
Так же в работе с детьми используем упражнения для развития межполушарного взаимодействия, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами (“кулак-ребро-ладонь”), произнося их вслух или про себя. 3. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”. 4. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. 5. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. 6. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону. 7. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. 8. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать буквы, цифры, слова и т.д.). 9. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет. Выполнять данные игры и упражнения можно и нужно как в школе, так и дома и наш совместный труд приведет к положительным результатам для детей. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И с ребенком обязательно добьетесь успехов. 12 января 2016 в 18:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.